В этот день православные христиане вспоминают, как две тысячи лет назад в Иерусалиме люди восторженно встречали Господа нашего Иисуса Христа и под ноги ему бросали пальмовые ветви. …Однако уже спустя несколько дней они же предадут Христа и будут кричать: «Распни его!» Казалось бы, это трагическое событие, ведь Господь знал, что идет навстречу предательству, но тогда почему церковь отмечает это событие как праздник? Давайте разбираться.
Ради людейС Вербного воскресенья начинается Страстная седмица, то есть последние дни земной жизни Христа. В эти дни, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству страдания, верующие стараются быть ближе к Нему, потому что знают: Христос пришел в Иерусалим для того, чтобы принести себя в жертву за грехи людей.
– Но мы все равно торжествуем эти события, потому что без них не может быть спасения. Важно понимать, что вход Иисуса Христа в Иерусалим – не торжественный въезд на царство, а пример жертвенного служения людям. Господь осознанно шел на страдания ради спасения человечества, – обращает внимание на главный смысл библейских событий клирик Свято-Пантелеимоновского храма Краснодара, протоиерей Андрей Кретов.
Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
Пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие – шествие Христа на Голгофу. Именно вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь крестных страданий вспоминают верующие в день праздника Входа Господня в Иерусалим.
Мессия явился!По библейскому сюжету, странные, необычные события предшествовали въезду Христа в Иерусалим за шесть дней до Иудейской Пасхи. 30-й год нашей эры. Окрестности порабощенного римлянами Иерусалима гудят от слухов: «Появился Мессия – Спаситель, он исцеляет больных! Он творит чудеса, за Ним идут толпы учеников! Он наконец-то принесет свободу и воздвигнет новое царство!»
– Впервые Иисус открыто предстал перед народом как Христос – тот Спаситель, которого много веков ожидал народ. Люди стояли по краям дороги, по которой на «осляти» ехал Иисус Христос, и восторженно кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета», – цитирует евангелиста Матфея протоиерей Андрей Кретов.
Это был торжественный въезд, единственный случай в земной жизни Христа, когда люди, не таясь, с радостью прославляли Его. Одни видели в Нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи ожидали новых чудес и исцелений.
Но Иисус не оправдал их надежд. «Царство мое не от мира сего! Царство мое не отсюда. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведности и мир и радость во Святом Духе», – говорит Иисус Христос.
Протоиерей Андрей Кретов
Еще три с половиной века назад на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим отмечался пышнее и торжественнее. Крестный ход в Вербное воскресенье сопровождался инсценировкой въезда Христа. Причем митрополит или позже Патриарх всея Руси, подобно Христу, ехал верхом на «осляти», а вот вел под уздцы лошадь, замаскированную под молодого осленка, сам царь.
– На Руси с давних времен существовал чин «шествия на осляти». Тем самым подчеркивалась покорность царя земного, Царю Небесному. Эту традицию отменили лишь при Петре Первом, который посчитал ее позорной, – рассказывает священник Андрей Кретов.
Но целью этого любопытного действа было не просто воспроизвести до деталей «картинку» евангельского эпизода Входа Господня в Иерусалим. Даже сам факт смирения царя до «конюшего» демонстрировал, что Бог выше земной власти, и служил напоминанием власти о том, насколько переменчива в своих привязанностях толпа.
Господу помолимсяЕсли обряд «шествия на осляти» остался где-то в глубине веков, то в православных храмах России, как и много веков назад, в этот день говорят о страданиях Христа, на которые Он пошел ради людей. «Когда входил Ты, Господи, во святой город, восседая на осленке, Ты с готовностью шел к страданию во исполнение Закона и Пророка…» – слышим мы на богослужении голос священника.
Придя в храм в субботу вечером, на Всенощное бдение, и помолившись Господу, мы поймем, что, в отличие от иерусалимской толпы, славить имя Христово надо не за чудеса исцеления или любые другие, а за чудо любви, которая так велика, что Господь ради нас вышел на свой крестный путь.
Настоятель храма Святого Николая Чудотворца, священник Вадим Федоров
Почему верба?
Во время Всенощного бдения в храмах освящаются веточки вербы. Эти растения заменили на Руси пальмовые ветви, которыми встречал народ Иисуса Христа. Освященные ветви вербы хранят в течение года, украшают ими иконы в доме. Их нельзя просто выкинуть, это святыня, и ее нужно принести в храм для сожжения.
В сам день Входа Господня утром надо быть на литургии. Идет Великий пост, но в этот день разрешается вкушать рыбу. Работать нельзя, но если надо помочь ближнему человеку, то это следует сделать обязательно.
– Помните, что, встречая этот праздник с вербами в храме, мы можем распять Христа своими грехами. Поэтому воздержитесь от скверных дел и обязательно придите в храм на Страстной неделе, – говорит протоиерей Андрей Кретов.