Дулевские сезоны Петра Леонова

Фарфор… Если китайский - то из города Цзиндэчжэнь, если европейский - из немецкого Мейсена или английского Дувра, если русский (из которого пьют чай пышнотелые красавицы на картинах Бориса Кустодиева) - из Дулево. После революции фирменный стиль Дулевского фарфорового завода сохранился благодаря его главному художнику - выросшему на Кубани Петру Леонову

Фарфоровые иконостасы

1920-е годы, станица Анастасиевская Кубанской области. Земский врач Василий Леонов в одну из поездок к пациентам берет своего сына Петра. Пока отец пользует станичников, мальчишка гуляет по улицам и забредает в церковь, где артель приехавших из Дулево мастеров во главе с Сергеем Максимовым устанавливает иконостас из фаянса, сделанный на заводе Товарищества М. С. Кузнецова. Таким было первое знакомство с дулевским фарфором будущего «худрука» этого завода…

Вскоре восьмилетний Петр Леонов начнет учиться живописи у выпускников санкт-петербургской Академии художеств братьев Мова, и вновь по случаю увидит дулевские чудеса из обожженной глины, украшенные цветными непрозрачными эмалями и расписанные золотом. Теперь это будет иконостас в станице Успенской - один из 38 подобных, изготовленных товариществом. Годы спустя главный художник Дулево Петр Леонов примет участие в спасении еще одного из них.

- До 1930-х годов в Дулево был храм с фарфоровым иконостасом: когда церковь сносили большевики, староста закопал его у себя в огороде. В 1970-е кто-то из коллег Петра Васильевича заметил, что детвора играет разноцветными «кирпичиками» с дулевскими клеймами, и рассказал Леонову, - вспоминает дулевец член Союза художников России Михаил Обрубов. - Леонов обратился к историкам, и сейчас иконостас хранится в краеведческом музее.

Сервиз для Рузвельта

1933 год, Москва. Выставка Дулевского фарфорового завода «Правда» им. М. Ульяновой во Всесоюзной торговой палате: главный художник производства Петр Леонов, знающий по-английски только hello и okеy, показывает ее первому послу США в СССР Уильяму Кристиану Буллиту. Буллит кивает, Леонов дарит американцу каждый предмет, которому тот благосклонно улыбается. Через год по приглашению Леонова посол приедет в Дулево заказать сервиз в подарок президенту Теодору Рузвельту.

- В 1934 году Петр Васильевич создал так называемый рузвельтовский сервиз из 1200 предметов: строгий и классический, он назывался «Президентский», - говорит заместитель генерального директора Фонда народных художественных промыслов РФ Ирина Соловьева. - Леонову довелось разрабатывать и другой сервиз-подарок - с китайскими птицами для Мао Дзэдуна. Хотя из всех созданных им рисунков для Дулево стали фирменными лишь «ситцевые», посуда со многими из них выпускается до сих пор.

…Назначенный решением партии на совершенно незнакомое ему производство и остававшийся на посту главного художника Дулево 40 с лишним лет, Петр Леонов пришел на завод в тяжелый для промысла период: старая манера яркой цветочной росписи с нанесенными пальцем «агашками» и обильным декорированием золотом была забыта, бал правил плохо продающийся тогда, а ныне вожделенный для каждого коллекционера агитационный фарфор.

Но даже росписи на тему электрификации, индустриализации и коллективизации Петр Васильевич сумел превратить в красоту. Одна из первых партий советского фарфора, проданная на Восток, вместо клейма Товарищества Кузнецова имела на донышке причудливую арабскую вязь, которая, если присмотреться, оказывалась лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Это была работа художника Петра Леонова, без изделий которого сейчас невозможно представить советский фарфор.

- Леонов был одержим идеей вернуть былую славу Дулево, создав новый национальный фарфор со своим стилем. Так на заводе вновь обратились к «агашкам», использованию в росписи мотивов народных орнаментов с преобладанием оранжево-красного, зеленого и синего цветов, - продолжает Соловьева. - К 1940-м на реконструированном по его настоянию заводе была создана художественная лаборатория из дореволюционных и молодых мастеров: Ивана Конькова, Василия Мысягина, Николая Матвеева и других.

Медали и «Сокол»

1937 год, Париж. Всемирная выставка. СССР представляет сразу шесть сервизов работы Петра Леонова: «Скифский», «Луг», «Маша выбирает жениха», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Охота на птиц». Из Франции вместе они увезут девять золотых и семь серебряных медалей, включая гран-при. Через 21 год на Всемирной выставке в Брюсселе работа сподвижника Леонова скульптора Алексея Сотникова «Сокол» вновь соберет букет наград, а ее абрис станет клеймом Дулево...

Но не все будет гладко у художника Леонова: не пойдут в народ смелые сервизы художников Петра Кончаловского и Павла Кузнецова, продолживших традицию работавшего в Дулево до революции Михаила Врубеля. Провалится предложенная Максимом Горьким затея: объ-единить дулевский фарфор с другим старинным русским промыслом - палехом. Леонов будет работать на износ: работа с художниками и скульпторами, практикантами из художественных училищ и институтов, калькуляции, письма, командировки в Москву…

- Когда открылся Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», мы, его художники, не раз обращались за советом и помощью к Петру Васильевичу, - вспоминает заслуженный деятель искусств Кубани Николай Турков. - Встречались с ним мы на худсоветах: взрывной и характерный, Леонов мог с ног на голову перевернуть все цеха ради результата. И при этом породы он нашей: юморной, с красивым кругленьким лицом, с лысинкой и девизом «Оптимизм, помноженный на оптимизм».

Придуманные когда-то Петром Леоновым богатырские чашки сервиза «Суздаль», фарфоровая сюита «Русь» из пяти самостоятельных серий, похожие на купола Василия Блаженного сто с лишним штофов: «Петровский», «Русский», «Гербовый» - вошли в золотой фонд отечественного фарфора. А его сервизы «Красавица» и «Золотой олень», большой «трактирный» чайник с пирамидой пузатых заварников и чашек на глубоких блюдцах до сих пор остаются фирменной продукцией Дулево.

Автор: Анастасия Куропатченко
 
По теме
Оперуполномоченные ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместно с сотрудниками Отдела по вопросам миграции и Центра кинологической службы краевого главка во взаимодействии с коллегами из ОП (пос.
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна