Георгий Милляр, главный злодей советского кино,родом из Геленджика |
Всевозможную нечисть в классике отечественного кино сыграл «главная Баба-яга Советского Союза», как он себя называл, и наш земляк - актер Георгий Милляр (1903-1993).
Первый грим -
химический карандаш
Георгий Францевич родился 7 ноября 1903 года с серебряной ложкой во рту: он был сыном рано ушедшего французского инженера-мостостроителя Франца де Милье и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. От частицы «де» в фамилии семья избавится после 1917-го. Позже Милляр будет острить, что рожден «в день не той революции», и отмечать не именины, а 14 июля - День взятия Бастилии.
С детских лет будущий артист, свободно говорящий на французском и немецком, вместе со своей тетей, драматической актрисой, бывал в театрах. Георгий Францевич вспоминал, как впервые семилетним попробовал «грим Мефистофеля из «Фауста»: разрисовал лицо химическим карандашом, скорчил страшную гримасу и выскочил в таком виде к родным, вызвав у тех взрыв хохота.
- В хранящейся у нас автобиографии Милляр пишет, что в 1917 году мама отправила его на лето в Геленджик к своей семье: бабушке и дедушке Георгия, - говорит старший научный сотрудник Геленджикского историко-краеведческого музея Тамилла Небиеридзе. - «И фронт Гражданской войны отрезал меня от Москвы, и я на четыре года застрял в Геленджике». Будущий артист закончил здесь церковно-приходскую школу, ныне школа № 3, и после работал в курортном управлении.
Одновременно Георгий Францевич устроился работать бутафором в местный театр: работал добросовестно, бывал на репетициях. В 1920 году, когда перед премьерой сказки И. Шварца «Золушка» неожиданно заболела игравшая главную роль актриса, стали искать замену и обратили внимание на 17-летнего юношу-бутафора. Говорят, публика до конца спектакля так и не поняла, что на сцене молодой человек…
Кощей без бровей
- Так состоялся актерский дебют Милляра в нашем театре «Рекорд», где сейчас квартирует казачье общество и выставочный зал, а когда-то гастролировал театр Корша и силами горожан ставили «Травиату», - продолжает Тамилла Анатольевна. - Вообще Георгий Францевич, в 1922 году навсегда уехавший из Геленджика в Москву, до обидного мало рассказывал о себе: его стихотворная автобиография начинается словами: «О себе неохотно пишу».
В кино Георгий Францевич попал в 1931 году, оставив успешную карьеру в Московском театре Революции (ныне им. Маяковского), где служил с окончания Школы юниоров. Первой ролью Милляра был генерал в «Рядом с нами», но известность к нему пришла после сказки Роу «По щучьему велению», где он был царем Горохом. В следующей ленте режиссера «Василиса Прекрасная» на кастинге на роль Бабы-яги он обошел Фаину Раневскую и сонм театральных красавиц: «Не женская эта роль, какая актриса позволит сделать себя страшной на экране?».
Георгий Францевич признавался, что придуманный им облик Яги позаимствовал из воспоминаний юности: «На горке над морем старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках палочка. Коз пасла». Для своей экранной нечисти он сам придумывал грим (брился наголо, не щадя бровей, чтоб было проще гримировать), репризы (помните, «ква-ква-квалификацию» в «Королевстве кривых зеркал»?) и повадки: на Ялтинской киностудии он каждое утро делал гимнастику с шестом, чтоб его Баба-яга в «Морозко» ловчее орудовала метлой.
Одной из самых кассовых детских картин Милляра и Роу стал «Кощей Бессмертный», снимавшийся в эвакуации в Душанбе: Георгий Францевич подхватил малярию и «весил 45 кг с ботинками». Вне площадки их связывала крепкая дружба, а на площадке режиссер мог припугнуть явившегося подшофе актера вызовом его грозной мамы из Геленджика. Именно Роу сосватал старого холостяка Милляра его соседке по коммуналке: «Мне не нужен мужчина», - отнекивалась та. «А я и не мужчина, я Баба-яга», - отвечал Милляр
Автор: Анастасия Куропатченко